Основной задачей коррекционной школы для детей с проблемами в интеллектуальном развитии является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности. На уроках профессионально-трудового обучения учителями осуществляется начальная профессиональная подготовка детей 5-9 классов. Наряду с обучением детей определенной специальности, они проводят большую коррекционную работу, которая выражается в формировании у детей повышения уровня познавательной активности и развития способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, которая формирует у обучающихся необходимый объем профессиональных знаний и общетрудовых умений, способствует развитию самостоятельности, а также эстетическому и нравственному воспитанию.
Наряду с процессом обучения учителя проводят и большую профориентационную работу с обучающимися школы. На уроках профессионально-трудового обучения детей знакомят с профессиями профиля трудового обучения, формируют представление о процессе организации работы на производственных предприятиях и ознакамливают их с содержанием трудового кодекса.
Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер
С целью создания условий для самореализации и самоопределения учащихся большими возможностями в подготовке к труду и выбору профессии располагают уроки трудового обучения.
Практика последних лет показывает недостаточность подготовленности многих выпускников школ к выбору собственной жизненной стратегии, основанной на четком представлении о своей индивидуальности. Нам, педагогам, прежде всего необходимо предоставить возможность самоопределения каждому ребёнку, что будет свидетельствовать об индивидуализации образовательного процесса как главной задаче школы.
Актуальная проблема на данном этапе развития школ– “не потерять”, “не упустить” учащихся как “высокого” уровня, так и учащихся с низкими учебными возможностями.
Цель урока: Закрепить знания о видах плетения. Научить выполнять елочную игрушку «Звездочку» в простой технике плетения. Приобщение обучающихся к самостоятельному изготовлению праздничного декора.
Задачи:
образовательные:
закрепить навыки резания ножницами бумаги;
закрепить навыки склеивания бумаги;
научить новому виду плетения;
воспитательные:
воспитывать усидчивость, мотивацию к учению, аккуратность, трудолюбие,
внимательность;
Тип занятия: Комбинированный.
Средства обучения:
1. презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
2. карточки-сигналы (красный, жёлтый, зелёный) для оценивания своей работы.
3. раздаточный материал (Трубочки, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, линейка, шпажка)
Судавцова Ирина Сергеевна, учитель профессионально- трудового обучения
(швейное дело)
Электронные средства обучения хотя и являются объектом технической среды, но значительно дополняют и расширяют возможности для активного введения ребенка в мир творчества на уроках трудового обучения.
ЭСО как информационные средства, повышают эффективность обучения, экономят время на уроке, дают возможность дифференцированного подхода в обучении, позволяют решать многие практические задачи на уроке.
Поэтому, я в своей практике достаточно часто использую электронные средства обучения, которые, по методическому назначению можно классифицировать следующим образом:
- обучающие (для получения и усвоения новых умений и навыков в практической работе);
- программные (помощники в создании проектов и быстрой реализации идей на стадии моделирования с помощью современных технологий);
- контролирующие (для проверки учащихся способностей применять полученные знания на практике);
- демонстрационные (для выбора объекта труда и устойчивого интереса к практической деятельности);
- информационно-поисковые (для развития навыков учебно-исследовательской деятельности, работы с информацией и реализации творческих способностей)
- игровые и др.
• Получение навыков плетения из лозы, формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности, привитие интереса к процессу плетения.
• Формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать инструменты, убирать их после работы, соблюдать технику безопасности.
• Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, стремление понимать чувство прекрасного).
- образовательные (закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие навыков и умений самостоятельной работы с книгой, расширение кругозора, словарного запаса);
- развивающие (развитие познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, мышления, речи);
- воспитательные (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры и умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, самостоятельности).
Оборудование: нарисованный на доске сугроб; снежинки — подсказки;
- повторить материалы и инструменты, необходимые для уроков изобразительной деятельности;
- учить правильно держать карандаш в руке, различать желтый цвет, проводить прямые линии, выполнять движения по заданию;
- развивать желание рисовать, развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве;
- воспитывать уважение к труду художника, воспитать творческое отношение к изобразительной деятельности, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость, аккуратность.
Цель:формирование целенаправленного умения самостоятельной деятельности, закрепление полученных на уроке знаний.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить самостоятельно ориентироваться в условиях домашнего задания (на какую тему задано, каким способом выполняется); формировать понимание необходимости проверять свою работу, навыки самопроверки и самоконтроля.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление, внимание, память учащихся, через дидактические упражнения, дополнительные задания; развивать мелкую моторику, двигательную активность, через проведение динамических пауз, с целью повышения работоспособности воспитанников.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, дисциплинированность.
Оборудование: учебники, индивидуальные тетради, карточки с заданиями, мультимедийная доска, ноутбук.
Цель:
- знакомство и приобщение к русской культуре, посредством изучения техники «инкрустация» ткани на пенопласте, как яркое представление народных традиций декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
- стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
- научить работать в технике «инкрустация» ткани на пенопласте
-развитие первых чертежных навыков.
- воспитание у ребенка аккуратности и бережное экономное отношение к материалу.
Раздаточный материал: тонкий фломастер, калька, пенопласт, ткань, канцелярский нож, лопатка или пилочка для ногтей, ножницы, кружево и тесьма.
Дидактические пособия и иллюстрированный материал:
• образец изделия;
• компьютер, проектор, экран;
• учебная презентация.
Цель. Учить изготавливать игрушку из помпонов.
Образовательные задачи:
• Закреплять и совершенствовать в приёмах работы с пряжей и шаблоном.
• Продолжать учить работать в соответствии с намеченным планом, ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).
• Развивать внимание, точность, координацию правой и левой руки и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания пряжи на шаблон в виде кольца.
• Способствовать развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий.
• Воспитывать умение работать в парах.
Коррекционные задачи:
• Раз¬вивать умений школьников связывать новый материал с ранее усвоенным, выделять главное в получаемой ин¬формации.
• Во время практической работы устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять условия работы и инструменты нужные для их выполнения.
• Планировать и контролировать свою деятель¬ность.
• Оценивать качество готового изделия.
Воспитательные задачи:
• Прививать интерес к предмету и процессу обучения.
• Воспитывать умение работать в парах.
Методы: игровой, словесный (рассказ, объяснение), наглядный, объяснительно иллюстративный, практический, проблемный.
Тип урока: комплексный практический. (Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключи¬тельным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки вы¬полнения технологических операций.)
Материалы: картина, образец - цыплёнок из помпонов, рабочие коробки в которых: пряжа, шаблоны, ножницы; презентация, видеопроектор, ноутбук; мешочек из ткани в котором скорлупки из папье-маше, заготовки цветов, солнышка, для цыплёнка – глазки, клюв, крылья, лапки.
обобщить знания по теме «Пижама: фасоны, виды отделок»;
способы расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей;
произвести раскладку на ткани и раскроить пижамную сорочку.
Коррекционные:
развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения; осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении; коррекция речи, внимания, памяти.
Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения урока: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.
Формы урока: Фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование и наглядные пособия:
инструменты и приспособления согласно технической документации (ножницы, карандаши, линейка, угольник, лекало, мелок);
ткань для раскроя изделия;
образцы по теме;
раздаточный материал – «эскизы плечевых и поясных изделий»;
Воспитательная: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, ответственность.Корректировать внимание, память, операции мышления.
Инд-ная работа со слабоуспевающими воспитанниками.
Тема:«ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»
Цели:
1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках, национальных парках,заказниках и о причинах их создания; показать значимость ООПТ в жизни человека;
2) воспитывающая – бережное отношение к природе;
3) развивающие – развивать у учащихся навыки умственного труда, умение анализировать, обобщать и делать выводы; чувство коллективизма.
Игра «Шаги истории» разработана для проверки знаний учащихся 7классов по истории России.
Задания разработаны на основе учебника «История России» для 7класса
(авторы Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина). Целевая аудитория: 7класс Учитель истории: Умеренко Е.В. Тема: «Шаги истории»
Цель: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к деяниям предков. Задачи: обобщить знания учащихся;
развивать умение анализировать;
расширять кругозор и повышать интерес к изучению истории Родины; формировать навыки групповой работы;
ответственного отношения к учебному труду.
Оборудование: игра-карта Древняя Русь, таблички с названиями команд, карточки с заданиями, карандаши, презентация по теме.
В игре принимают участие учащиеся 7-х классов.
Подготовила:
- Моисеенко Марина Викторовна, с.з.д. по должности воспитатель
- Ставропольский край Петровский район город Светлоград
- ГК ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №17»
- Целевая группа: учащиеся 4 класса
- Пояснительная записка:
Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы. Домашнее задание является одной из форм самостоятельной учебной работы учащихся. В условиях школы-интерната домашнее задание выполняется воспитанниками самостоятельно под контролем воспитателя и при его посильной помощи. При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.
Тема: «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» по В.Бианки.
Цель: формирование сознательного, выразительного, орфоэпически правильного чтения.
Задачи:
Образовательная: познакомить с новым произведением В.Бианки, его краткой биографией, формировать полноценный навык чтения, укреплять речевой аппарат, учить выделять и анализировать части сказки, определять главную мысль.