Вопрос. Дети с ОВЗ – кто это такие ? Кто нуждается в инклюзивном образовании?
Ответ: Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. В Законе об образовании РФ и в Законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москва» употребляется термин «дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – «дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями, особыми образовательными потребностями - ООП». Главное, не следует называть таких детей – дефективными, больными, аномальными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.
Вопрос. Куда обратиться за получением различных льгот и привилегий.
Ответ. Для оформления инвалидности детям необходимо обращаться к участковым педиатрам и врачам специалистам. Для получения льгот многодетным семьям, детям-инвалидам и др. категориям - в управление социальной защиты населения.
Вопрос. Какие документы необходимо представить в школу?
Ответ. Для приема в школу-интернат родители (законные представители) детей, предоставляют:
— оригинал свидетельства о рождении ребенка (паспорта) и документ, подтверждающий родство заявителя;
— оригинал выписки из протокола ПМПК с рекомендацией обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью;
— медицинские документы по перечню.
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законного представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Оригиналы и копии предъявляемых при приеме документов хранятся в школе-интернате на время обучения ребенка.
- Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.
- Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в школу-интернат не допускается.
Вопрос. Нужно ли заключать договор со школой о взаимной ответственности.
Ответ. Порядок отношений между главными субъектами образовательного процесса в школе-интернате / ОУ, учащимися, родителями (законными представителями)/ определяет «Договор о взаимной ответственности образовательного учреждения и родителей в образовательном учреждении» (далее «Договор»), принятый на заседании педагогического совета .
При приёме каждого ребёнка в школу-интернат родители (законные представители) знакомятся с содержанием Договора. Он определяет права и обязанности ОУ и родителей (законных представителей) по обучению, воспитанию, коррекции психофизических и личностных качеств учащихся.
Договор освещает обязанности образовательного учреждения по оказанию образовательных услуг, знакомит с регламентом обучения, условиями безопасной жизнедеятельности обучаемых в условиях школы-интерната, даёт сведения об обеспечении каждого ребёнка учебными средствами, формами укрепления здоровья, организации питания, медицинского сопровождения, различной консультативной помощи и др.
Договор определят права ОУ в определении учебных планов и образовательных программ, в ориентации родителей (законных представителей) на педагогически целесообразную форму и класс обучения и др.
Изменение, дополнение Договора возможно в любое время по согласию двух сторон.